Романовский
текстиль
Романовский текстиль, украшенный особой вышивкой - еще одна особенность данной местности. Традиционная вышивка, предметы быта и одежды из ткани хорошо изучены специалистами Центра, культурологами, историками и искусствоведами. Сегодня на основе романовских узоров и технологий создаются современные текстильные изделия.
Вышивка тамбурным швом распространена
в селах бывшего города Романова – Хрущевка, Пады, Елецкое, Троицкое.
Вышивкой украшали полотенца (в том числе накрючные), столешницы «Посадные», «Подпосадные», женские, мужские, детские домотканые рубахи, детские крестильные пеленки.
Вышивка выполняется на станке. Холст крепится и туго натягивается, чтобы звенело, как на барабане, отсюда и произошло название вышивки от слова «тамбурин» (барабан). Вышивали крючком, нить не прерывалась, а плавно шла по рисунку. С лицевой стороны одна петелька выходит из другой. С изнаночной стороны видна строчка, словно машинная. Вышивку начинали с одного края холста, заканчивали на другом.
Невеста готовила «Романовский посад» – приданое, в которое входили полотенца: рукобитное, союзное, хлебосольное, накрючное и «Божнички». Полотенца вывешивали на свадебный пир в доме жениха, они висели всю следующую после свадьбы неделю, затем убирались в сундук и доставались только по годовым и престольным праздникам.
Романовские женщины - настоящие хранительницы домашнего очага. Интересны не только традиции украшения дома и одежды, но и текстильные куклы, которые делали для своих деток.
Уникальная особенность Романовкой текстильной куклы – это игровая кукла, где основной сюжет – свадьба. Куклы жениха и невесты – главные персонажи в этом действе.
До наших времен сохранились текстильные куклы Пелагеи Николаевны Митиной (1933-2017 гг.), жительницы села Ленино (бывшее с. Романово) Елецкой слободы. Пелагея Николаевна сделала первые куклы - образы «Романушки и Романца» - для своих внуков, будучи уже взрослым человеком. Помогли воспоминания о куклах, которые делала ее мама. Но именно работы Пелагеи Николаевны стали подлинными произведениями народного искусства.
В основе конструкции куклы лежат две деревянные палочки, плотно обмотанные ватой исоединенные между собой в пропорциональное кукольное туловище. Наряд кукол тоже достоверный: так до 50-х годов романушки выходили замуж. Мужской наряд отражал уже городскую моду. В основном мужчины работали в Липецке и оттуда привозили городские наряды.
Made on
Tilda